Размер шрифта
Цвет сайта
Поиск
Обычная версия сайта
21 января, пятница
Версия для слабовидящих Обычная версия
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ
Личный кабинет
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (авторизация в ЕСИА) ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (без регистрации)
Авторизация позволит вам:
  • Обратиться к Правительству РК
  • Посмотреть изменение статуса вашего обращения
  • Посмотреть ответы на ваши обращения
  • Управлять учётной записью
Доклад Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым «Об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований природоохранного законодательства на 2020 год»

Д О К Л А Д

Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым

На тему: «Об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований природоохранного законодательства на 2020 год»

 

 

1. Полномочия Министерства в области осуществления государственного экологического надзора.

 

Минприроды Крыма осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым № 136 от 24.06.2014 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с нормами статей 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 г.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в соответствии с Положением, Министерство осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Кроме того, в соответствии с нормами статей 5.1, 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды, утвержденное Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 2064-р (с дополнительными соглашениями), Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым осуществляется Федеральный государственный экологический надзор.

Согласно Дополнительному соглашению Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Министерством за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на воды Черного и Азовского морей и расположенных в водоохранных зонах морей.

В отношении таких объектов федеральный государственный экологический надзор осуществляется Южным Межрегиональным управлением, Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Согласно нормам части 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Контрольно-надзорные мероприятия проводятся Министерством в следующих формах:

- проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);

- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе рейдовые мероприятия;

- административные расследования.

Кроме того, сотрудниками Министерства принимается участие в проверках, проводимых органами прокуратуры, органов ФСБ, МВД, в качестве специалистов, обладающих специальные познания.

 

2. Общие показатели Министерства по осуществлению государственного экологического надзора за 2020 год.

Минприроды Крыма в 2020 году проведено 3167 контрольно-надзорных мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению возможных нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе:

-        внеплановых проверок – 61;

-        плановых проверок – 65;

-        принято участие в 159 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД;

-    проведено 2882 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства.

 

По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий составлено 2105 протоколов об административных правонарушениях. В разрезе видов правонарушений показатели составили:

-        в области обращения с отходами производства и потребления – 613;

-        в области исполнения требований земельного законодательства – 92;

-        в области охраны особо охраняемых природных территорий – 459;

-        в области использования и охраны водных объектов – 457;

-        в области охраны атмосферного воздуха – 173;

-        в области охраны, использования и воспроизводства объектов растительного мира – 61;

-        в области охраны, использования и воспроизводства объектов живот. мира – 5;

-        в области надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр – 243;

-        нарушения режима самоизоляции – в 2-х случаях.

 

В 2020 году вынесено 2093 постановления о назначении административных наказаний (в том числе 686 постановлений в виде предупреждений) в виде административных штрафов на общую сумму 35 млн. 240 тыс. 150 руб., (29 млн. 365 тыс. 800 руб. в 2019, в 2018 году – 56 млн. 421 тыс. 450 руб.), в том числе на сумму:

-        в области недропользования – 12 млн. 704 тыс. 100 руб.;

-        в области обращения с отходами производства и потребления – 9 млн. 566 тыс. 100 руб.;

-        в области использования и охраны водных объектов – 5 млн. 348 тыс. 850 руб.;

-        области охраны особо охраняемых природных территорий –3 млн. 922 тыс. 400 руб.;

-        в области охраны, использования и воспроизводства объектов растительного мира – 1 млн. 488тыс. 900 руб.;

-        в области охраны атмосферного воздуха – 970 тыс. 400 руб.;

-        в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира – 300 тыс. руб.;

-        в области использования земельного законодательства – 1 млн. 535 тыс. руб.;

-        нарушения режима самоизоляции – 3 тыс. руб.

Взыскано административных штрафов на сумму 7 млн. 076 тыс. 869 руб.

Госинспекторами Минприроды Крыма рассчитано 77 ущербов на сумму 214 млн. 101 тыс. 340 руб.

Таким образом, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых государственными инспекторами Минприроды Крыма, наибольшее количество нарушений выявлено:

-        в области обращения с отходами производства и потребления;

-        в области охраны особо охраняемых природных территорий;

-        в области использования и охраны водных объектов.

 

 

2.1.  Государственный надзор в области обращения с отходами.

 

Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 19 внеплановых и 62 плановых проверок. Принято участие в 95 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД.

Проведено 1638 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 800 постановлений (из которых 106 постановлений о прекращении производства), на общую сумму 9566100,00 руб. Взыскано 2172180,42 руб.

 

По результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий сотрудниками Министерства в 2020 году выявлено 408 мест несанкционированного складирования отходов.

В ходе проведения работ в 2020 году удалось добиться ликвидации 485 мест (в том числе, выявленных в предыдущем отчётном периоде) несанкционированного складирования отходов.

 

Среди наиболее распространенных нарушений в области обращения с отходами производства и потребления можно выделить:

 

-   несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления в 184 случаях;

-   неисполнении обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V класса опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности – 42 случая;

-   неисполнение обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами производства и потребления – в 42 случаях.

 

         Подробная информация о сроках, порядке получения, представления вышеуказанных документов и общих требованиях природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления представлена на официальном сайте Минприроды Крыма в разделе «К сведению природопользователей» по адресу: https://meco.rk.gov.ru/ru/structure/280.

 

2.2. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

 

Осуществляется Министерством на основании статьи 37 Закона Российской Федерации «О недрах», Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293.

Министерство осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:

-        соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

-        выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

-        наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

-        достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

-        соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

-        достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

-        достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

-        предотвращение самовольного пользования недрами;

-        предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

-        достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, и их добычу.

 

Типовые нарушения в области охраны недр характерны как для субъектов малого предпринимательства, так и для крупных предприятий:

-        невыполнение ранее выданных предписаний;

-        невыполнение условий лицензионных соглашений;

-        пользование недрами при отсутствии лицензии.

Основными видами невыполнения лицензионных условий являются:

-        отсутствие оценки эксплуатационных запасов подземных вод и отчетов с подсчетом запасов;

-        отсутствие мониторинга состояния статического и динамического уровней подземных вод;

-        отсутствие достоверного учёта добываемых подземных вод;

-        отсутствие мониторинга при добыче подземных вод;

-        не предоставление информации о выполнении условий пользования недрами за год;

-        отсутствие производственного контроля качества добываемых пресных подземных вод.

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 12 внеплановых проверок, 48 плановых проверок. Принято участие в 56 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД. Принято решение о приостановлении права пользования недрами по 4 лицензиям.

Проведено 883 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 300 постановлений (из которых в 42 случаях производство прекращено), о взыскании штрафов на общую сумму 12 млн. 105 тыс. 300 руб. Взыскано 1 млн. 413 тыс. 417 руб.

По факту выявленных нарушений природоохранного законодательства в одном случае рассчитан ущерб, на сумму 6 млн. 310 тыс. 876 руб.

 

Кроме того, при выявлении фактов невыполнения существенных условий лицензий материалы проверок таких предприятий направляются в Комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым для принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования недрами.

Дополнительно хочу отметить закрепление на законодательном уровне в 2020 году ограничений по досрочному прекращению права пользования недрами, сроков устранения нарушений условий пользования недрами, в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 03.04.2020 № 440 (в редакции постановления Правительства РФ от 22.04.2020 № 557) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», в рамках введения общегосударственных ограничительных мер по снижению рисков распространения COVID-19.

 

 

2.3. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектовОсуществляется Министерством в соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476.

Под государственным надзором в области использования и охраны водных объектов понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 10 внеплановых проверок, 55 плановых проверок. Принято участие в 8 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД.

Проведено 1317 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 469 постановлений (из которых 35 постановлений о прекращении производства), о взыскании штрафов на общую сумму 5 млн.348 тыс. 850 руб. Взыскано 999 тыс. 655 руб.

По факту выявленных нарушений природоохранного законодательства в 4-х случаях рассчитан размер ущерба, на общую сумму 47 млн. 355 тыс. 935 руб.

 

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства в данной сфере можно отнести:

-        самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий, ст.7.6 КоАП РФ – 106 нарушений;

-        нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ч.4 ст.8.13. КоАП РФ – 22 нарушения;

-        несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, ст. 8.12.1 КоАП РФ – 17 нарушений;

 

При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.

Расчет вреда осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждённой Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87, Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564 (ред. от 10.03.2020) «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах» (в редакции Постановления правительства РФ от 10.03.2020 №261), которым предусмотрены изменения в части отнесения подземных вод, которые в соответствии с НК РФ не являются объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, к видам добытого полезного ископаемого для целей расчета вреда.

 

2.4. Государственный земельный надзор.

Осуществляется Министерством в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Государственный земельный надзор осуществляется посредством:

- организации и проведения проверок;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Предметом проверок является соблюдение в отношении объектов земельных отношений природопользователями требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Министерство, в рамках полномочий Росприроднадзора осуществляет федеральный государственный земельный надзор за соблюдением:

а)      обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

б)      требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в)      режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

г)       требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

д)      предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении государственного земельного надзора в 2020 году, являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражающиеся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

По результатам анализа материалов дел об административных правонарушениях установлено, что указанное правонарушение зачастую происходит в следствие:

- несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

- сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.

 

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 5 внеплановых проверок, 42 плановых проверок. Принято участие в 15 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД.

Проведено 1089 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 95 постановлений (из которых 19 постановлений о прекращении производства), о взыскании штрафов на общую сумму 1 млн. 535 тыс.  руб. Взыскано 498 тыс. 685 руб.

По факту выявленных нарушений природоохранного законодательства рассчитан размер причиненного ущерба в 19 случаях, на сумму 149 млн. 200 тыс. 920 руб.

 

2.5.  Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

 

Осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476.

 

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха реализуется посредством:

- организации и проведения проверок природопользователей;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Следует отметить, что порядок организации проведения надзорных мероприятий в области охраны атмосферного воздуха зачастую обусловлен следующими факторами:

-        кратковременная периодичность залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

-        отсутствие в обращениях достоверной информации о действительном источнике загрязнения атмосферного воздуха;

-        большая часть жалоб граждан сводится к неприятному запаху в воздухе, что не является нормируемой величиной и не позволяет достоверно установить превышения концентраций, загрязняющих веществ.

Данные обстоятельства значительно усложняют работу по выявлению нарушителей.

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 15 внеплановых проверок, 62 плановых проверок. Принято участие в 23 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД.

Проведено 375 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 189 постановлений (из которых 24 постановлений о прекращении производства), на общую сумму 970 тыс. 600 руб. Взыскано 794 тыс. 500 руб.

 

К наиболее распространенным нарушениям в области охраны атмосферного воздуха в 2020 году можно отнести относятся:

-        сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию – выявлено 88 нарушений;

-        невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений – 35 нарушений;

-        нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него – в 7 случаях;

Подробная информация о порядке получения и сроках действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух представлена на официальном сайте Минприроды Крыма в разделе «К сведению природопользователей» по адресу: https://meco.rk.gov.ru/ru/structure/306.

 

2.6. В области охраны, использования и воспроизводства объектов растительного мира и животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.

 

Осуществляется Министерством на основании Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации», Законом Республики Крым от 13.01.2015 № 65-ЗРК «О Красной книге Республики Крым».

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 1 внеплановая, 17 плановых проверок. Принято участие в 4 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД.

Проведено 1218 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 53 постановления (из которых 2 постановления о прекращении производства), на общую сумму 1 млн. 788 тыс. 900 руб. Взыскано 662 тыс. 200 руб.

По факту выявленных нарушений природоохранного законодательства рассчитан ущерб в 52 случаях, на сумму 6 млн. 23 тыс. 954 руб.

К наиболее распространенным нарушениям в данной сфере относятся:

-        самовольное повреждение, либо уничтожение объектов растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

 

9.      В области охраны особо охраняемых природных территорий.

 

За 12 месяцев 2020 года госинспекторами Минприроды Крыма проведено 17 внеплановых, 23 плановых проверки. Принято участие в 5 проверках, проведенных органами прокуратуры, ФСБ, МВД.

Проведено 354 рейдовых обследования по выявлению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства. По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий вынесено 438 постановлений (из которых в 24-х случаях производство прекращено), о взыскании в том числе штрафов на общую сумму 3 млн. 922 тыс. 400 руб., взыскано 533 тыс. 230 руб.

По факту выявленных нарушений природоохранного законодательства рассчитан ущерб на сумму 5 млн. 209 тыс. 654 руб.

 

3. Ведение работы по профилактике соблюдения обязательных требований.

В рамках Программы профилактики нарушений обязательных требований природоохранного законодательства Министерства в 2020 году были проведены следующие мероприятия профилактического характера:

 

3.1. Актуализирован перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым, содержащих обязательные требования в области охраны окружающей среды.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым, содержащих обязательные требования в области охраны окружающей среды, опубликован на официальном сайте Министерства в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», опубликованы активные ссылки на актуальные редакции нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым, содержащих обязательные требования в поднадзорной сфере.

В том числе, нормативно-правовые акты, вступающие в силу в 2021 году, регулирующие деятельность по осуществлению государственного экологического надзора основными из которых в сфере регулирования осуществления контрольно-надзорной деятельности, несомненно является Закон № 248-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 (ред. от 14.09.2020) «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

 

3.2. Министерством разработано и утверждено Приказом №1607 от 18.11.2020 Руководство о соблюдении обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления.

 

3.3. Приказом от 29.07.2020 № 999 внесены изменения в Административный регламент исполнения Министерством функций по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Однако, необходимо продолжить работу по разработке и опубликованию руководств по соблюдению обязательных требований в остальных сферах природоохранного законодательства.

 

3.4.     На официальном сайте Министерства на регулярной основе публиковалась информация (357 публикаций), ориентированная на неопределенный круг подконтрольных субъектов, в части:

-        важности добросовестного соблюдения обязательных требований;

-        о необходимости бережного отношения к окружающей среде, последствиях, наступающих в случае причинения вреда компонентам окружающей среды;

-        о применении мер административного воздействия к подконтрольным субъектам, нарушившим обязательные требования, а также о наступивших последствиях в виде административной и (или) гражданско-правовой, и (или) уголовной ответственности для подконтрольных субъектов, нарушивших обязательные требования.

Статьи аналогичного содержания также публиковались в интернет-изданиях региональных СМИ.

 

3.5 В рамках проведения разъяснительной работы в СМИ относительно процедур контроля и о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий, прав и обязанностей подконтрольного субъекта, контрольно-надзорного органа, сроках проведения мероприятий, порядка их обжалования руководством Министерства принято участие в 64 интервью, изготовлено и размещено в средствах массовой информации 3 информационных видеоролика.

 

3.6. В течение 2020 года, Министерством дважды принято участие в публичных обсуждениях правоприменительной практике, в онлайн режиме на платформе ZOOM, проводимых Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора.

В ходе данных мероприятий обсуждались следующие вопросы:

-        результаты анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства;

-        процедуры контроля и порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий (в том числе права и обязанности подконтрольного субъекта, контрольно-надзорного органа, сроки проведения мероприятий, порядок обжалования);

-        изменения в законодательстве, регулирующем контрольно-надзорную деятельность;

-        изменения природоохранного законодательства;

 

3.7 Проведено совещание по проблемным вопросам (в режиме ВКС) - рабочее совещание с должностными лицами органов местного самоуправления по проблемным вопросам организации и осуществления муниципального земельного контроля, фиксации правонарушений при установлении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Кроме того, на протяжении 2020 года руководителями и должностными лицами структурных подразделений Министерства подконтрольным субъектам, на постоянной основе, предоставлялись консультации по разъяснению обязательных требований в области охраны окружающей среды (в 25 случаях).

 

3.8. В соответствии с нормами части 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Министерством успешно внедрены и применяются при проведении плановых проверок формы проверочных листов (разработаны и утверждены приказом № 2892 от 26.12.2018) при осуществлении:

-        регионального государственного экологического надзора;

-       регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

-     регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

-        государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;

-        государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

 

Основным приоритетом Программы в 2021 году является создание условий и стимулов для правомерного поведения подконтрольных субъектов и поощрение такого поведения, смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений и предоставление компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с органами, осуществляющими государственный экологический надзор.

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год размещена на официальном сайте Министерства по адресу: https://meco.rk.gov.ru/ru/structure/741

Карта сайта
Закрыть